Трудовое лето школьников в первых образовательных учреждениях Солнечногорского района.
30.05.2019
Трудовое лето школьников в первых образовательных учреждениях Солнечногорского района.
По материалам музея истории образования Солнечногорского района.
С первых школ девятнадцатого века повелось так, что в летние месяцы дети не учились. Но во все времена лето было и трудовым.
В 1937 году в районе была построена единственная средняя школа №1 (сейчас №7). При школе имелся хороший пришкольный участок, он служил базой для практических работ учащихся, собирали высокий урожай овощных и зерновых культур. Учащиеся оказывали большую помощь в уборке урожая, особенно картофеля. По воскресеньям до 800 человек – вся школа выходила на поля в Бутырки, Скородумки, Талаево, Рекинцо, Редино. Всё вручную, не было ни тракторов, ни картофелекопалок. Лошадки, запряжённые в плуг или соху, нарезали борозды. Школа представляла свой пришкольный участок и выращенную продукцию на ВДНХ в Москве. В саду росли более 100 плодовых деревьев, 204 куста чёрной смородины, 72 куста малины, была теплица. Ягодами с пришкольного участка снабжались детские сады города.
В начале сентября в школах проходили праздники урожая. Собирались юннаты и гости. Горны извещали о начале праздника. Зачитывался приказ директора о результатах труда на учебно – опытном участке. Отличившихся юннатов премировали книгами, цветами, плодовыми саженцами.
Учащиеся 1-ой Солнечногорской школы ухаживают за земляникой
Прививка саженцев в питомнике школы. Учительница биологии Е.И. Дукалова показывает ученицам способы прививок.
В конце 50-х, в первой половине 60-х годов ХХ века усилия общества направлялись на создание изобилия сельскохозяйственной продукции. Стало усиленно развиваться движение: «Каждой школе – кроликоферму». При каждой школе нужно было создать условия для разведения кроликов. Каждая школа имела задание по количеству кроликов и заготовке мяса кроликов, велись журналы учёта. Некоторые школьные фермы имели сотни и даже тысячи голов. Инспектора отдела образования проверяли не только школы, но и кроликофермы. В ежемесячных отчётах было две основные графы: о движении учащихся и о росте поголовья кроликов. В школах создавались производственные бригады для выращивания кроликов и ухода за пришкольными участками, трудились не только во время каникул. Несмотря на все усилия выращивание кроликов не оправдало себя, трудовое обучение и воспитание школьников стало выстраиваться по иному.
В 80-х годах ХХ века действовали лагеря труда и отдыха в средних школах. Например, ЛТО «Романтик – 87» при Ржавской средней школе состоял из 80 учащихся 7,8,9-х классов. Лагерь был разбит на 5 бригад. В каждой бригаде был учитель – наставник. Время одной смены с 27 июля по 20 августа на полях совхозов имени Калинина, «Крюковский». Трудовая жизнь лагеря начиналась с поднятия флага. Выполнено: прополка картофеля – 50га, прополка свёклы – 20га, уборка сена -30 тонн, очищен от мусора и грязи зерноток. Ржавской средней школой в сентябре 1987 года убрано 84 тонны картофеля с полей совхоза имени Калинина за 12 дней.
"Сборы на картошку как на праздник! Что натопал – то и полопал!" Из книги Н.В.Груздевой к 40-летию Ржавской школы, М. 2016г.).
Во время отдыха в лагерях проводились спортивные соревнования по настольному теннису, по волейболу, по футболу, шахматам и шашкам. Победителям вручались призы и грамоты. Школьники посещали выставки, кинотеатры, музеи Москвы, проводились комсомольские собрания, политинформации. Все с удовольствием купались, загорали, проводили вечера у костра.
«Хорошо отдыхать в своём родном коллективе».
В дни отъезда смен проводились «огоньки». Работа каждого человека, коэффициент его участия были зафиксированы в личной книжке. В некоторых ЛТО было несколько смен.
Традиции летнего труда и отдыха поддерживаются и сейчас. При школах создаются экологические отряды, действуют ремонтные отряды. В этом году с Солнечногорском городском округе формируется трудовой отряд Главы Солнечногорского городского округа – "Чистогорье". Основной задачей участников проекта станет благоустройство.
Источник: обзор подготовила Татьяна Владимировна Подвойская, лектор музея истории образования Солнечногорского городского округа. Май 2019 года.
С первых школ девятнадцатого века повелось так, что в летние месяцы дети не учились. Но во все времена лето было и трудовым.
В 1937 году в районе была построена единственная средняя школа №1 (сейчас №7). При школе имелся хороший пришкольный участок, он служил базой для практических работ учащихся, собирали высокий урожай овощных и зерновых культур. Учащиеся оказывали большую помощь в уборке урожая, особенно картофеля. По воскресеньям до 800 человек – вся школа выходила на поля в Бутырки, Скородумки, Талаево, Рекинцо, Редино. Всё вручную, не было ни тракторов, ни картофелекопалок. Лошадки, запряжённые в плуг или соху, нарезали борозды. Школа представляла свой пришкольный участок и выращенную продукцию на ВДНХ в Москве. В саду росли более 100 плодовых деревьев, 204 куста чёрной смородины, 72 куста малины, была теплица. Ягодами с пришкольного участка снабжались детские сады города.
В начале сентября в школах проходили праздники урожая. Собирались юннаты и гости. Горны извещали о начале праздника. Зачитывался приказ директора о результатах труда на учебно – опытном участке. Отличившихся юннатов премировали книгами, цветами, плодовыми саженцами.
Учащиеся 1-ой Солнечногорской школы ухаживают за земляникой
Прививка саженцев в питомнике школы. Учительница биологии Е.И. Дукалова показывает ученицам способы прививок.
В конце 50-х, в первой половине 60-х годов ХХ века усилия общества направлялись на создание изобилия сельскохозяйственной продукции. Стало усиленно развиваться движение: «Каждой школе – кроликоферму». При каждой школе нужно было создать условия для разведения кроликов. Каждая школа имела задание по количеству кроликов и заготовке мяса кроликов, велись журналы учёта. Некоторые школьные фермы имели сотни и даже тысячи голов. Инспектора отдела образования проверяли не только школы, но и кроликофермы. В ежемесячных отчётах было две основные графы: о движении учащихся и о росте поголовья кроликов. В школах создавались производственные бригады для выращивания кроликов и ухода за пришкольными участками, трудились не только во время каникул. Несмотря на все усилия выращивание кроликов не оправдало себя, трудовое обучение и воспитание школьников стало выстраиваться по иному.
В 80-х годах ХХ века действовали лагеря труда и отдыха в средних школах. Например, ЛТО «Романтик – 87» при Ржавской средней школе состоял из 80 учащихся 7,8,9-х классов. Лагерь был разбит на 5 бригад. В каждой бригаде был учитель – наставник. Время одной смены с 27 июля по 20 августа на полях совхозов имени Калинина, «Крюковский». Трудовая жизнь лагеря начиналась с поднятия флага. Выполнено: прополка картофеля – 50га, прополка свёклы – 20га, уборка сена -30 тонн, очищен от мусора и грязи зерноток. Ржавской средней школой в сентябре 1987 года убрано 84 тонны картофеля с полей совхоза имени Калинина за 12 дней.
"Сборы на картошку как на праздник! Что натопал – то и полопал!" Из книги Н.В.Груздевой к 40-летию Ржавской школы, М. 2016г.).
Во время отдыха в лагерях проводились спортивные соревнования по настольному теннису, по волейболу, по футболу, шахматам и шашкам. Победителям вручались призы и грамоты. Школьники посещали выставки, кинотеатры, музеи Москвы, проводились комсомольские собрания, политинформации. Все с удовольствием купались, загорали, проводили вечера у костра.
«Хорошо отдыхать в своём родном коллективе».
В дни отъезда смен проводились «огоньки». Работа каждого человека, коэффициент его участия были зафиксированы в личной книжке. В некоторых ЛТО было несколько смен.
Традиции летнего труда и отдыха поддерживаются и сейчас. При школах создаются экологические отряды, действуют ремонтные отряды. В этом году с Солнечногорском городском округе формируется трудовой отряд Главы Солнечногорского городского округа – "Чистогорье". Основной задачей участников проекта станет благоустройство.
Источник: обзор подготовила Татьяна Владимировна Подвойская, лектор музея истории образования Солнечногорского городского округа. Май 2019 года.