Школы, ушедшие в прошлое, но сохранившие детство и юность многих поколений.                                    

Посетители музея истории образования городского округа Солнечногорск часто задают вопрос, а что стало со школами, где учились их предки.                                      

Каждая школа объединяет многие поколения, поскольку в основе любого дела, любой профессии - знания, полученные в школе. Музей истории образования хранит связь поколений, материалы экспозиции показывают перемены в системе образования на фоне событий в общественно-политической жизни страны, в административно-территориальном делении.                                         

Предлагаю из 2020 года отправиться в середину ХХ века. В конце 50-х годов в стране проводились административные и хозяйственные реформы с целью создания наиболее эффективных форм управления народным хозяйством. Эксперименты заняли целую пятилетку, с 1958 по 1964 год включительно. Все изменения нашли отражение в структуре школы. В соответствии с Указом Верховного Совета РСФСР произошло слияние Солнечногорского района с Химкинским. Солнечногорский район был упразднён. Произошло слияние Солнечногорского и Химкинского районных отделов народного образования. К 50 школам, в том числе 6 средним и 12 семилетним с 8400 учащимися, прибавилось ещё 35. В объединённом районе стало 22 тысячи учащихся, 15 средних, 23 семилетних и 48 начальных школ. Территория района вытянулась вдоль Октябрьской железной дороги, сужаясь к Москве. Большинство средних и семилетних школ располагались вблизи железнодорожных станций и населённых пунктов по Ленинградскому шоссе.

Пересмотрели закрепление школ за инспекторами. Не успели инспектора изучить и проконтролировать новые школы, как назрел новый этап административно-хозяйственной реформы. К этому времени уже действовали территориальные совнархозы. Развивалась тенденция к дальнейшему укрупнению административных единиц. По площади районы стали достигать размеров старых уездов, а по населению едва ли не старых губерний. В Химкинский район осенью 1959 года влился весь Краснополянский район с городами Лобня и Долгопрудный. Количество школ возросло до 141: 25 средних,36 семилетних,80 начальных, 10 школ рабочей молодёжи, 4 детских дома. 1635 учителей обучали 40 тысяч учащихся. Не успели объехать даже начальные школы, настигла новая административная реформа. Были резко изменены бывшие территориальные единицы. Ранее районы соединялись почти полностью, не теряя своих прежних границ (за небольшим исключением), но к осени 1960 года границы огромного района были резко перекроены. Центр района был перенесён обратно в Солнечногорск. Был образован вновь Солнечногорский район, но уже в новых границах. В него вошли часть территории Химкинского района с посёлками Крюково и Алабушево и прилегающими к ним населёнными пунктами и следующими школами: Крюковской средней, Крюковской неполной средней, Андреевской, Горетовской, Малинской средними и несколькими начальными. Сходня осталась за Химкинским районом, из Краснополянского района в Солнечногорский были переданы Чашниковская неполная средняя школа, Лунёвская, Мышецкая начальные школы. Ненадолго сократилось количество школ. Из Химок Районо переехал в г. Солнечногорск в 3-х комнатную квартиру на улице Советской. Там отдел народного образования находился 10 лет с 1960 до зимы 1970 года.

Продолжались территориально-административные эксперименты. Было принято решение разделить территории, областные партийные и советские органы по принципу: отделение села от города. Возникли сельские и промышленные районы области с территориальным обособлением: Солнечногорский сельский район, Солнечногорский промышленный район, куда были включены посёлки Поварово и Поваровка, Тимоново. Этому соответствовали отдельные партийные и советские органы: например, Солнечногорский промышленный ГК КПСС со своим секретариатом, Солнечногорский городской Совет депутатов трудящихся со своим исполкомом и председателем, партийный комитет Солнечногорского сельского сельского района с секретарями. Все двойные районные структуры имели свои отделы, аппараты, проводились отдельные сессии. В образовании действовали два отдела: Солнечногорский городской отдел народного образования, Солнечногорский районный отдел народного образования. Подобные органы власти были и на уровне области. К Солнечногорскому сельскому району были присоединены сельские территории Клинского, Ново-Петровского и Истринского районов. Сеть школ опять увеличилась: это в основном были мелкие сельские школы, разбросанные по деревням: всего 174 школы с 22300 учащимися, в том числе 27 средних и 52 семилетние. В Солнечногорском, так называемом промышленном районе, было 10 школ: 6 средних, 2 семилетних, 2 начальных. В таком обособлении сельского хозяйства от промышленности трудились до конца 1964 года. На работе школ отражались отраслевой принцип хозяйствования, который заменялся на территориальный, изменения форм управления народным хозяйством (создание совнаркомов, ликвидация многих министерств). В 1965 году Солнечногорский район был восстановлен с расширением границ на юго-востоке.                      

Параллельно происходило сокращение малокомплектных школ. Этот процесс имел под собой социально-экономическую основу: отток населения из деревень, из сельской глубинки. Люди тянулись к городам и перспективным посёлкам, ближе к железной дороге и автотрассам. Были и субъективные предпосылки: стремление укрупнить сельскохозяйственное производство, построить центральные усадьбы с городскими условиями быта. В деревнях оставалось пожилое население. Количество детей сокращалось. Содержать школы, тем более восьмилетние, было невыгодно, так как в них количество учителей приближалось к количеству учащихся. Вместе с тем, строились шоссейные дороги, улучшалось и автобусное сообщение, принимались меры к организации силами совхозов и колхозов подвоза детей к средним и восьмилетним школам более крупных населённых пунктов. Всё это привело к концентрации учащихся в крупных средних и восьмилетних школах, строительству новых средних школ и ежегодному закрытию малокомплектных школ.                     

С конца 60-х и в начале 80-х годов открыто много средних школ, а десятки малокомплектных восьмилетних и начальных закрыты. Были закрыты начальные школы: Алексеевская, Воробьёвская, Колтышевская, Кочергинская, Лопотовская, Мышецкая, Муравьёвская, Мерзловская, Соколовская, Савельевская, Стародальневская, Таракановская, Шапкинская, Шелепановская, Чашниковская, Черногряжская, Никулинская, Ожогинская, Рыгинская, Рахмановская, Рединская, Сноповская (1952), Липунихская (1989), Дурыкинская (1962), Тимоновская, Белавинская, Судниковская, Мошницкая, Новинская, Солнечногорская №3, Солнечногорская №4, Берёзковская, Бережковская (1984), Шемякинская, Назарьевская (1976), «Красное солнце», Мостовская.                              

Реорганизуются в начальные, а затем закрываются семилетние: Вертлинская, Головковская, Пятницкая, Пешковская.                                          

Строятся новые средние школы: Солнечногорская №2 (1955), Поваровская средняя (1957), средняя школа имени 8-е марта (1959), Солнечногорская восьмилетняя №6 (1960), Алабушевская средняя (1962), Солнечногорская №1 (1964), Андреевская средняя (1966), Солнечногорская №8 (1972), Лунёвская средняя (1972), Менделеевская средняя (1970),Савельевская средняя(1975),Ржавская средняя(1976),Обуховская средняя(1980),Солнечногорская средняя №6 (новое здание 1980),средняя школа «Солнечная(1982), Ложковская средняя (1983),(в Ложках после войны была выстроена двухэтажная восьмилетняя школа, которая работала до построения новой средней школы), средняя школа «Лесные Озёра (1984),Солнечногорская средняя №4(1987), Чашниковская средняя(1989). Построена новая начальная школа: Липунихская (1962-1989),Миронцевская средняя общеобразовательная (1998).

Школы реорганизуются и всё новые поколения проходят сквозь школьные годы с первого класса. По просьбе посетителей музея вашему вниманию фотографии учащихся с учителями. Посмотрите как события XX века, Великая Отечественная война влияли на наших бабушек и дедушек: их лица, их переживания, радость от перемен к лучшему. Чтобы увидеть эти фотографии и многие другие, отражающие судьбы учителей, учеников, истории школ, приходите в музей. Заповедь нашего музея: «Если мы не будем помнить, не будут помнить нас». Экспозиция доступна для осмотра ежедневно с 10 до 13 часов (кроме субботы и воскресенья), ул. Красная 124,каб 2. Время экскурсий до 17 часов необходимо согласовать. Музей ждёт вас.   Фото из архива музея.          

На трёх первых снимках ученики и учителя школы №1 (сейчас №7).   На 7-ой и 8-ой фотографиях открытие школы №2, которую строил завод имени Лепсе, выступает инженер завода Ф.М.Байбарза, дети вручают цветы строителям. 

         

   

По материалам музея истории образования городского округа Солнечногорск подготовила Татьяна Владимировна Подвойская, лектор музея. Январь 2020г.