Из истории профессионально-технического обучения в Солнечногорье.

  В конце XVIII века территория, на ко­торой расположен наш район, в ремесленно-промышленном отно­шении была развита слабо. В 1760 году в деревне Каменка Московского уезда получает развитие столярный промысел. Специ­фика работы требовала передачи накопленного опыта от ремеслен­ника к ученику. Старые мастера как могли передавали приемы и технологию изготовления отдельных вещей.

 После отмены крепостного права в районе отмечается бурное развитие предпринимательской инициативы. На базе хозяйств, бывших крепостных мастеров и зажиточных крестьян, возникают промыслы по обработке кожи, изделий из меди, золотошвейный, су­сальный, зеркальный, горшечное и войлочное производства, пошив перчаток, изготовление обуви, машинное вязание. Потребность ра­бочих во вновь образованных мастерских приводит к дальнейшему развитию системы подготовки ремесленников. В этот период мно­гие мастерские охотно принимают на обучение подростков. Отраба­тывается система заключения договоров между хозяином произ­водства и родителями подростка. Договор скреплялся печатью в волостном правлении или у нотариуса. Так, по столярным промыс­лам в договоре указывалось, что срок обучения составляет 4—5 лет. Хозяин обеспечивает ученика питанием, одеждой и инструментом.

 Обучение делилось на несколько периодов. На первом у учени­ка воспитывали исполнительность. На втором в обучение вводи­лись элементы, развивающие быстроту и ловкость в движении. За­тем ученик производит обработку "в черне". Спустя 2 года круг ра­бот расширялся. Обучаясь по предметной системе ученик изготав­ливал изделие целиком и его мастерство совершенствовалось от простых изделий к более сложным. И хотя в мастерской могли ра­ботать несколько учеников вместе, преобладала индивидуальная форма обучения. По выпуску ремесленник обладал достаточно хо­рошими профессиональными навыками. Через несколько лет рабо­ты, скопив капитал, мастер открывал собственное дело. Подобная система позволила в короткий срок создать "мебельную область" на территории Московского и Звенигородского уездов. Продукция сто­ляров и краснодеревщиков пользовалась огромным спросом не только в Московской губернии, но и активно экспортировалась ино­странными фирмами за рубеж. В конце XIX — начале XX века госу­дарство проводило политику поддержки предпринимателей, выпу­скающих конкурентноспособную продукцию. Так, в 1899 году в селе Лигачево Московского уезда открывается рисовальный класс фи­лиального отделения Императорского Строгановского центрально­го художественно-прикладного училища. Его финансирование осу­ществлялось за счет земства и государственной казны. На 1910 год в классе обучалось 39 мальчиков и 9 девочек. Практическая работа в мастерских и обучение в рисовальном классе способствовали подготовке мастеров высокой квалификации. Была предпринята роб­кая попытка соединения обучения с производительным трудом.

   В этот период системы подготовки рабочих на больших фабри­ках и мелких мастерских еще мало чем отличались между собой. 5 сентября 1864 года в деревне Солнечная Гора московским купцом второй гильдии П. С. Мешковым открыта фабрика ткацко - шерстяных изделий. Из Англии на фабрику было поставлено обо­рудование. Заморские мастера установили его и обучили местных рабочих узкой специализации: работе на сновальных, шлихтовальных, мотальных машинах и ткацких станах. По обсле­дованию санитарных условий, проведенных в 1879 году Ф. Ф. Эрисманом видно, что на фабрике работают мужчины, женщины и подростки. Взрослые стоят за отдельными машинами и выполняют весь набор технологических операций, необходимых для обработки сырья или производства ткани. Подростки используются на вспо­могательных и подготовительных операциях. С возрастом помога­ют обслуживать рабочему несколько станов. Пройдя всю технологи­ческую цепочку в течение нескольких лет, ученик достигал нужной квалификации. Мог самостоятельно работать и передавать накоп­ленный опыт другим.

  В 1870-х годах Россия, страны Западной Европы и Америки знакомятся с новой системой подготовки рабочих. Ее автор инже­нер-механик Московского технологического училища Д. К. Советкин. Система получила название "русской" или операционной. Суть ее заключалась в том, что молодого рабочего не обучали изготовле­нию изделия целиком, а учили отдельным приемам и операциям, из которых складывалась работа.

 Операционная система получила широкое распространение в условиях развития капиталистического производства. В 1882 году фабрика П. С. Мешкова переходит во владения "Товарищест­ва мануфактур К.Прохорова и С". По воспоминаниям старейшего ткача А. Н. Титова, на фабрике уже каждый рабочий был занят своим делом. Один присучивал оторванную нить, другой заправ­лял челнок, третий наматывал на валик наработанную ткань. Эта система позволяла в короткий срок подготавливать рабо­чего и доводить его трудовые приемы и навыки до автоматизма, добиться высокой производительности труда, закрепить рабочего за фабрикой.

 Подавляющее большинство профессионально-технических учи­лищ и школ в дореволюционной России возникало по частной ини­циативе. Владелец дерев­ни Горетовка Модест Яковлевич Киттары в 1877 году открывает на собственные средства двухклассное Новинско-Горетовское училище для детей, успешно окончивших сельские начальные школы: пост­роил учебный корпус, где обучалось 70 мальчиков, передал в бес­платное пользование земельный надел. Увлекшись обучением и воспитанием простых крестьянских детей М. Я. Киттары с интере­сом обучает учащихся ведению сельского хозяйства. Род князей Львовых, положивший начало народному образованию в нашем районе, не остался в стороне и в вопросе профессиональной подго­товки подрастающего поколения. В селе Спасское-Телешово Клинского уезда княгиней Львовой в 1882 году открывается практичес­кая школа рукоделия. Срок обучения два года. На 1910 год в шко­ле обучалось 46 девушек. За время работы в школе подготовлено 307 человек. Настоящее учебное заведение было единственным в Клинском уезде.

   В период советской власти 29 июня 1920 года В. И. Ленин под­писывает декрет "Об учебно-профессионально технической повин­ности". В 1922 году принимается кодекс о труде. Одна из его статей запрещала использование на производстве детей до 14 лет. По стране, в том числе и в Солнечной Горе, развивается сеть школ фаб - завуча. С 20-30-х годов XX века основной формой организации учебно-производственного процесса в профессиональных школах становится фронтально-групповая или урочная форма обучения. В ходе урока для решения дидактических задач педагоги продолжа­ют использовать индивидуальную или бригадно-звеньевую форму обучения.

  В 1923 году в деревне Радомля организуется школа колхозной молодежи с семилетним сроком обучения. В школе обучались сель­скохозяйственным приемам обработки земли. В 1925 году в Солнеч­ной Горе при металлоткацкой фабрике открывается фабрично-за­водская семилетка (ФЗС), где помимо общеобразовательных зна­ний учащиеся получали профессиональные навыки в столярных и слесарных мастерских. К тому же году относится и открытие Крю­ковской железнодорожной и Каменской школы второй ступени. Пе­речисленные учебные заведения обучали подростков до 17 лет. В основе обучения лежал общественно-полезный труд. На 1932-й год в границах современного городского округа Солнечногорск числилось три учебных заведения типа ФЗС, из них два - в поселке. Школ колхоз­ной молодежи (ШКМ) - четыре. В каждом учебном заведении обу­чалось более 250 человек ежегодно.

  Суровые испытания выпали на систему профессионального об­разования в годы Великой Отечественной войны. К 1942 году вся промышленность района эвакуирована за Урал. После освобожде­ния района от временной оккупации ощущается острая нехватка квалифицированных рабочих. В мае 1942 года при заводе № 10 управления швейной промышленности открывается ФЗУ. Срок обучения 1 год. Численный состав группы более 30 человек. Уча­щиеся обучались по профессиям: слесарь, токарь, строгальщик, медник, паяльщик. Мастером группы был назначен И. В. Титов. Но уже в марте 1943 года состоялся выпуск учащихся, в связи с призывом в армию руководителя группы. Временно училище пре­кратило свою работу. Тем не менее уже в 1945 году идёт учебный процесс в ФЗУ при заводе им. Лепсе. Проводится подготовка мета- лоткачей.1946 год отмечен возобновлением работы ФЗУ при заводе № 10. Возглавила училище П. Хромова. На обучение было принято 75 че­ловек с образованием не менее четырех классов. Возраст девушек 13-16 лет. В 1948 году директором училища становится фронтовик, орденоносец, окончивший до войны техникум, П. Ф. Бураков. В первые годы в училище обучали только профессии. Срок обучения 1 год. В последующем в училище преподавали не только професси­ональные, но и общеобразовательные дисциплины. К 1950 году в ФЗУ ежегодно обучалось 250 человек. На обучение принимались подростки с образованием 7—10 классов. За время обучения расши­рился перечень профессий, по которым шло обучение. Это швея-мо- тористка, слесарь-инструментальщик, плотник, маляр-штукатур. Всего в ФЗУ было подготовлено свыше 1200 молодых рабочих.

  В 1962 году ФЗУ из ведомственного подчинения передают в ве­дение Главного управления профтехобразования при Совете Мини­стров РСФСР. На базе бывшей фабрично-заводской школы откры­вается Городское профессионально-техническое училище № 26. Возглавил училище В. В. Краюшкин. Был установлен срок обуче­ния два года. В училище принимались выпускники восьмых клас­сов. Обучали в училище навыкам по профессии швея-мотористка и специальным предметам: специальная технология, материалове­дение, оборудование и т. п. Выпускники распределялись на базовое предприятие - завод № 10. Вскоре после передачи данного пред­приятия из Мособлсовнархоза в Министерство авиационной промы­шленности, ГПТУ-26 прекратило свою работу.

  Выпускники ФЗУ и ГПТУ-26, работая в цехах базового пред­приятия, с честью пронесли через всю свою трудовую жизнь звание рабочего. Многие из них за высокие производственные показатели удостоены правительственных наград. Среди них:Р. М. Кожинова - выпускница ФЗУ 1948 года, М. И. Севостьянова ,Л. В. Мотозова - выпускница ФЗУ 1953 года, Ю. И. Захаров — выпускник ФЗУ 1953 года, Н. М. Булатова (Егорова) - выпускница ГПТУ-26 1963 года.

  В начале 70-х годов на Солнечногорский механический завод поступает большой заказ по выпуску специальной продукции от Министерства обороны. Предприятию потребовался приток моло­дых рабочих кадров. Первоначально завод открывает группу при ГПТУ-64 города Химки, а в 1974 году при заводе начинает работу самостоятельное профессионально-техническое училище № 73. Ди­ректором назначен В. П. Винник. На обучение принимались подростки после восьми и десяти классов по профессиям швея-мотористка и токарь. В 1982 году в посёлке Менделеево открылся филиал училища, где готовили рабочих для ВНИИФТРИ. В 1988 году филиал преобразован в СПТУ №39. В настоящее время колледжи готовят рабочих по профессиям: швея, портной, слесарь по ремонту автомобилей,парикмахер, повар,модельер-конструктор одежды, бухгалтер, менеджер и другим.

Материал предоставлен музеем истории образования городского округа Солнечногорск из архива музея.

Январь 2021 года.